Супружеский союз художника имузыковеда для истории искусств— явление не новое.
Однако в истории музыки и живописи Узбекистана семейные и творческие узы художника Рахима Ахмедова и музыковеда Каримахон Алимбаевой-Ахмедовой — явление
весьма примечательное, оставившее яркий след в истории национальной культуры.
Я имел счастье близко знать Кариму Алимбаеву и Рахима Ахмедова, беседовать
и размышлять с ними на различные темы национального искусства, в том числе
обсуждать нюансы «музыки в живописи» и «живописи в музыке», понятия тона
в музыке (особый звук, музыкальный тон) и в живописи (цвет). Но самое главное, Рахим
Ахмедов — один из немногих художников, который, на мой взгляд, смог выразить
«дух музыки» в живописи. И ему это удалось на уровне высокого искусства.
Все творчество Рахима Ахмедова восходит к самой жизни. Мне кажется, что
соединение двух молодых судеб — молодого талантливого художника и его очаравательной Музы — музыковеда Каримы Алимбаевой, имело для искусства огромное
значение. «Виновником» этого супружеского союза стал прекрасный художник,
человек светлой души — Чингиз Ахмаров. Быть супругой талантливого художника
почетно и престижно, но нелегко. Все дело в том, что хрупкой и очаровательной
Каримахон удалось не только вынести “капризы” жизни и творчества своего мужа,
действительно Художника с большой буквы, но и оказывать на него положительное
воздействие, вовлекая его в мир идей и образов узбекской национальной музыки.
Рахим Ахмедов и Карима Алимбаева стали супругами в 1950 году. Это было время
не очень благоприятное для национальной музыки. Если говорить откровенно, это
период безудержного гонения на национальные музыкальные ценности. В 1951 году
было принято абсурдное решение Компартии Узбекистана «О развитии многоголосного музыкального искусства», что на деле вылилось в антинациональную музыкальную
компанию. Ибо традиционная узбекская музыка, несмотря на свои выдающиеся достижения, была одноголосной. Словом, после этого решения, выдающиеся ценности
музыкальной культуры узбекского народа — макомы, были объявлены «плаксивым
и унылым остатком феодеально-байского наследия».
И в этой неблагопрятной ситуации недавная выпускница консерватории —
первый дипломированный музыковед-узбечка, все свои научные интересы направила в сферу исконных традиций, занимаясь народными музыкантами, достигшими
в своем искусстве больших высот. Это не просто музыканты, это— великие мастера,
получившие признание народа, такие как, Шарахим Шоумаров, Ахмаджон Умурзаков,
Камилджан Атаниязов, чье творческое наследие мы сегодня воспринимаем как национальную музыкальную классику. А тогда, в 1951 году, они были насильно отодвинуты
на «обочину» истории узбекской музыки.
Карима Алимбаева смогла заинтересовать тогда еще студента Ленинградской
Академии художеств Рахима Ахмедова, она взяла темой своей дипломной работы образ
43
народного хафиза Шарахима Шоумарова — носителя вековых традиций узбекской
классической музыки. Молодой художник, вдохновленный идеями своей супруги,
берется писать полотно под названием «Народный певец». В этом — историческая
значимость Рахима Ахмедова как художника, сумевшего выразить историческую правду
вопреки политическим конъюнктурам той эпохи. Это— уже время «оттепели». Каким бы
великим ни был народный музыкант, он воспринимался как некое подспорье композитору, олицетворяющему музыку нового времени. К этому времени Рахим Ахмедов, уже
признанный в республике художник, не пишет портретов композитора или дирижёра,
хотя друзей у него из их числа было немало, а обращается к облику признанного народного музыканта, гордого и величавого, спокойного и мужественного, душа которого
наполнена национальной музыкой. Это портрет великого музыканта своего времени
Ахмаджана Умурзакова, написанный Рахимом Ахмедовым в 1957 году.
История создания портрета Ахмаджана Умурзакова такова. После печально
известного постановления 1951 года, о котором говорилось выше, многие великие
музыканты оказались не у дел. Но мастера, за плечами которых — огромный опыт
и знания в сфере традиционной музыки, не могли и не хотели сидеть сложа руки.
Ахмаджан Умурзаков— большой знаток истории и живой памяти музыки Ферганской
долины, зачастил в Институт искусствознания, где его знания были востребованы.
Там была миловидная Каримахон, которая записывала все, что говорил и играл
Мастер. Весь свой талант и способность хранить в памяти сотни песен и мелодий,
дарованные ему от Бога, вдруг стали фиксировать как национальное достояние, от
чего музыкант был в восторге. Как вспоминала Карима Алимбаева, «Ахмаджан ота
приходил вИнститут как на службу. Несмотря на солидный возраст всегда был подтянут,
красиво одет и нацелен на работу. У него была феноменальная музыкальная память.
Он помнил имена и репертуар десятков музыкантов. Когда заходил разговор о том
или другом музыкальном произведении, он знал тончайшие подробности, кто и как
интерпретировал данное сочинение. Сначала подробно, последовательно рассказывал, а затем брал инструмент и играл. Порою даже демонстрировал несколько
вариантов. Словом, это было так красиво и убедительно, что опытные специалисты
информацию Ахмаджана ота называли «достоверным документом».
Этим «кладом», который открыла для себя пытливый музыковед, влюбленная
в национальную музыку, спешила поделиться с мужем. Она увлеченно рассказывала
про старца, который знает «все и вся» о национальной узбекской музыке, а на кошнае
играет как «райский музыкант, как ангел Исрафил». И однажды Каримахон и ее муж
пришли в гости к великому музыканту. От разговоров и, особенно от музыки, которую
играл мастер, художник пришёл в восторг и твердо решил писать его портрет.
Рахим Ахмедов по натуре человек очень эмоциональный и одержимый. Если он
что-то решил, значить, того и не миновать. Он работал целый месяц страстно и вдохновенно. Он был влюблен в этого благородного старца. Более всего в этом человеке он
ценил мужественность и достоинство. Ахмаджан ота рассказывал о многих великих
певцах и музыкантах, которые душой и сердцем служили Советам. Но, многие из них
были унижены и оскорблены, даже репрессированы. Во время сеансов он говорил,
44
что музыка, как и всякое искусство, — удел талантливых людей. Истинные таланты
всегда бывают людьми правдивыми. Молодому художнику нравилась жизненная
позиция музыканта. И создавая его портрет, он стремился выразить ту красоту
и правду, которая наполняла душу музыканта.
Я видел множество портретов музыкантов и композиторов, созданных художниками Узбекистана в ХХ веке. Среди них, на мой взгляд, «Портрет народного
музыканта Ахмаджана Умурзакова», написанный Рахимом Ахмедовым, — один из
лучших. В этом произведении есть национальный колорит, естественная красота,
доведенная до степени высокого искусства и, самое главное, в облике музыканта
есть музыка — живой дух.
Картина «Песня» примечательна тем, что в ней отсутствуют внешние музыкальные
атрибуты. Музыка звучит в душе образов, пронизывая все полотно. На картине— пять
женщин, слушающих песню, показаны правдиво и убедительно. Человек, любующийся
этой картиной Рахима Ахмедова верит художнику. Женщины не поют, а именно
слушают. В этом — главное достоинство картины. Лица, глаза, эмоциональное состояние персонажей передают их душевный трепет от звучащей музыки.
В творчестве Рахима Ахмедова имеются и картины не на музыкальную тематику, но
в которых присутствует музыка. То есть «звучат краски и формы», «поет душа персонажей». Это знаменитая картина «Утро», написанная художником 1962 году. Картина
личная и семейная, глубоко душевная. Вместе с тем она наполнена очень многозначительной символикой. Центральная фигура картины — мать, кормящая ребенка.
Утро— начало жизни. Мне кажется, прообразом матери является— Каримахон. У меня
возникает ощущение параллели с лирико-философской поэзией Востока, со стихами
Навои, Бабура и других поэтов, в которых смысл как бы одновременно «раскрывается и скрывается». Таким образом, картина наполнена символами и аллегориями.
Их можно читать и перечитывать. И каждый раз открывать новые грани содержания.
Можно говорить о «музыкальности» и других картин художника Рахима Ахмедова.
Думается, что этот редкий дар помогал ему быть национальным художником в высоком
эстетическом смысле этого слова.
Самое главное, суть, квинтэссенция моих размышлений в том, что очень важна роль
его Музы художника — Каримахон. Ибо она сама не только музыковед с консерваторским дипломом, но и человек редкой музыкальной души. Она всю жизнь собирала
«жемчужины» национальной музыки — мысли и чаяния народных музыкантов, затем
эти «жемчуга», добытые из глубины души, преподносила своему мужу, вдохновляя
его. В этом — признавался и сам художник, который неустанно повторял, что именно
Каримахон вдохновляла его на написание картин.
Особую гордость я испытываю от того, что женщине-музыковеду удалось вовлечь
талантливого художника в таинственный мир музыки, которую способны почувствовать люди особого дарования. Прекрасен этот мир, в котором есть такие влюбленные
души, создающие подлинные произведения искусства, которым уготована долгая
жизнь и служение своему народу. Таковы картины художника Рахима Ахмедова,
одухотворенные его Музой — Каримахон Алимбаевой-Ахмедовой.