Главная/Новости/Эльмира Тухватуллина: Есть художники, над которыми Время не подвластно.

Эльмира Тухватуллина: Есть художники, над которыми Время не подвластно.

Эльмира Тухватуллина: Есть художники, над которыми Время не подвластно.

Есть художники над которыми Время не подвластно.

Величайший мастер кисти, народный художник Узбекистана, народный художник СССР Рахим Ахмедов из их числа.

В государственном музее искусств открылась выставка «Люди века», посвящённая 100-летию Рахима Ахмедова.

Музей вообще-то был закрыт на реконструкцию. Но специально к знаменательной дате его двери распахнули для посетителей.

В числе первых оказались участники стартовавшего в этот день скандимарафона.

Перейдя под крыло министерства туризма и спорта художественные музеи теперь соединят принцип «в здоровом теле - здоровый дух».

Дружно побродив по выставочным залам и поселфившись у картин, уверена, скандимарафонисты получили перед стартом порцию духовной пищи.

Тем более, что выставка - особенная. Большинство картин скрывалось в запасниках музея, и вот они были явлены из тьмы на свет: потрясающие портреты, лирические пейзажи, вкусные натюрморты.

Портреты - это фишка Рахима Ахмедова, которого называли мастером темпераментной живописи.

Сколько замечательных образов современников художник оставил на своих полотнах!

На вернисаже представлены портреты художников Урала Тансыкбаева, Эмонуэля Калонтарова, тележурналиста Шахнозы Ганиевой, любимой супруги музыковеда Каримы Алимбаевой, юных дочерей - Нигоры и Эльмиры, ставших впоследствии искусствоведами, а также колоритные портреты представителей интеллигенции и простых тружеников: дехкан, механизаторов, пастухов…

Вглядываясь в эти одухотворённые лица, словно на машине времени, переносишься в ушедшую эпоху, когда на пьедестал искусства возносили Человека труда.

Образы очень разные и по социальному типу, и по эмоционально-психологическому состоянию, но написанные на высокой ноте эмоционального сопереживания, притягивают глубиной постижения человеческой личности.

От одного из портретов трудно оторвать глаза.

На фоне залитого полуденным солнечным светом узбекского дворика и белой мазанки в тени деревьев сидит пожилая женщина в длинном голубом платье и чёрной жилетке, она скрестила на коленях натруженные руки, а в её взгляде столько затаённой грусти от потерь и несбывшихся мечт…

Это знаменитая картина «Материнское раздумье», полная глубокого психологизма, стала, кстати, прообразом скульптуры «Скорбящая мать» на площади Независимости в Ташкенте.

С этой картины, написанной в 1956 году, началась, можно сказать, слава Рахима Ахмедова, как мастера с индивидуальной изобразительной стилистикой.

Вот этот «рахимахмедовский» почерк читается и в другом шедевре - «Утро. Материнство». На экитаже указана дата создания картины - 1962 год.

Раннее-раннее весеннее утро. Горные кряжи, подёрнутые сиреневой рассветной дымкой, селение, утопающее в зелёных садах и стройных тополях, похожих на новобранцев, а на айване - молодая черноволосая мама с двумя заплетенными косами проснулась покормить грудью младенца.

Рядом на курпаче, укрытый салатного цвета одеялом, спит ещё один её ребёнок.

В облике матери, слегка прикрывшей глаза, столько нежности, умиротворения и покоя, что вся эта гармония в окружении горного пейзажа вызывает поэтическое мироощущение. Не зря говорят - рай находится у ног матерей.

Мне эта картина дорога ещё и тем, что там под одеялом изображена старшая дочь художника - Эльмира. Её портрет в чёрной шубке тоже есть в экспозиции. Правда, при реставрации на экитаже почему-то появилась другая дата написания этого портрета. Кто это сделал и зачем - непонятно.

Лирические пейзажи Рахима Ахмедова - отдельная песня. В основном они написаны в его любимом Акташе, где с 1966 года находилась его дача и куда охотно приезжали ученики мастера.

Есть несколько живописных пейзажей из Хумсана также.

За каждой работой тянется свой шлейф историй - как создавались, как вдохновлялись, сколько писались…

Об этом подробно могут поведать дочери Рахима Ахмедова - Эльмира и Нигора.

Сама дочь художника - Эльмира Ахмедова, известный искусствовед, тоже была на открытии выставки и сообщила, что более полная ретроспектива картин Рахима Ахмедова будет представлена на юбилейной выставке в галерее изобразительного искусства НБУ 4 ноября.

Ну а до этого я рекомендую всё же прийти на выставку в музей, чтобы приобщиться к творчеству корифея живописи, так много сделавшего для развития изобразительного искусства Узбекистана.